Кризис меняет потребительские приоритеты - Пресс-релизы - Деловой портал Бизнес-Информ
Информация о предприятиях-экспортёрах Республики Беларусь: доска объявлений, товары и услуги, адреса и номера телефонов компаний.
Вход для клиентов
Меню
Реклама
Министерство иностранных дел Республики Беларусь     Министерство иностранных дел Республики Беларусь


Пресс-релизы

Кризис меняет потребительские приоритеты

Потребительский бум на внутреннем рынке, который был одним из основных стимулов быстрого экономического роста в нашей стране на протяжении ряда последних лет, идет на убыль. Такой вывод можно сделать из пресс-конференции заместителя председателя Национального статистического комитета Виктора Михно, посвященной состоянию потребительского рынка Беларуси в минувшем квартале.

В прошлом году общий объем розничного товарооборота вырос в стране на 20,5%. Сейчас ситуация изменилась. «Прирост розничного товарооборота в I квартале 2009 г. к аналогичному периоду 2008-го составил 5,9%. При этом, по данным января 2009 г., прирост к январю 2008-го розничного товарооборота составлял 12,3%. В январе–феврале 2009 г. прирост был на уровне 8,1%. Таким образом, налицо замедление темпов прироста товарооборота», — сообщил журналистам В.Михно.

Этого и следовало ожидать. Под воздействием финансово-экономического кризиса произошло снижение платежеспособности населения. Потребительский спрос мог бы быть еще меньше, но росту объема продаж в I квартале посодействовал январский всплеск покупательской активности, связанный с девальвацией белорусского рубля. В соседних странах, где девальвация национальной валюты была плавной и ажиотажный спрос на товары не возникал, динамика розничного товарооборота уже изменилась в сторону понижения, несмотря на более высокую среднюю зарплату, чем в Беларуси. Так, в России розничный товарооборот в январе еще вырос на 2,3% в сравнении с январем прошлого года, но по результатам января–марта опустился ниже уровня I квартала прошлого года.

Белстат отмечает изменения и в структуре потребления. В последние годы, как сообщил В.Михно, белорусы все большую долю семейных бюджетов тратили на приобретение непродовольственных товаров, что свидетельствовало о повышении уровня и качества их жизни. Так, если в 2005 г. расходы домашних хозяйств на покупку непродовольственных товаров составили 31,5% от общих расходов, то в 2008 г. они достигли 35,2%. Темп роста розничного товарооборота непродовольственных товаров в последние годы опережал рост продажи продовольственных и составил в 2008 г. 132% к уровню 2007 г., а продовольственных — 110%. В минувшем году впервые за последние годы в структуре оборота розничной торговли удельный вес продажи непродовольственных товаров был выше продовольственных и составил 50,6%. Но в I квартале нынешнего года этот показатель снизился до 49,1%. Происходит переориентация спроса с непродовольственных на продовольственные товары. Проблема хлеба насущного опять становится главной для наших соотечественников.

Рекордсменами по продажам по всем каналам реализации в январе–марте стали: растительное масло (+33,9% к январю–марту 2008 г.), макаронные изделия (+17,1%), крупа и бобовые (+16,3%), сахар (+14,3%), мясные консервы (+9,4%). Как видно, все это товары, годные для создания семейных запасов впрок. Однако продолжался и рост потребления мяса и мясопродуктов (+3,9%), которое в прошлом году составило на душу населения 75 кг вместо 61 кг в 2005 г. Выросла за I квартал продажа кондитерских изделий (+3%), соков (+2,4%), яиц (+2%). Вместе с тем резко упала реализация рыбы и морепродуктов, включая сельдь (-12,5%), уменьшилось потребление сыров (-5,3%), животного масла (-1,3%). Словом, структура питания населения пока значительно не ухудшилась, но кризисные сдвиги в ней уже обозначились. Разовьются ли они в негативную сторону или остановятся, во многом будет зависеть от динамики реальных денежных доходов населения, в первую очередь от величины зарплат и пенсий.

Особо следует сказать о потреблении спиртных напитков. Оно в Беларуси из года в год растет — с 9,3 л абсолютного алкоголя на душу населения в 2005 г. до 12,4 л в 2008 г. Между тем, по данным ВОЗ, после потребления 8 литров абсолютного алкоголя на человека в год начинается активный процесс вырождения и деградации нации. К сожалению, ситуация в нашей стране не меняется к лучшему. В январе–марте выпито градусных напитков в переводе на чистый спирт в среднем по 2,7 л на каждого жителя, включая младенцев и стариков. Это практически столько же, как в I квартале прошлого, самого «пьяного» года, в котором потребление абсолютного алкоголя на душу населения составило 2,8 л.

Из непродовольственных товаров активнее всего белорусы приобретали в январе–марте холодильники и морозильники (+33,9% к аналогичному периоду минувшего года), синтетические моющие средства (+28,3%), верхний (+18,9%) и бельевой трикотаж (+15%), парфюмерно-косметические товары (+9,8%), лекарственные средства (+8,9%), обувь (+7,4%), одежду (+5,7%), стиральные машины (+2,8%). Если не считать холодильники и стиральные машины, спрос на которые подстегнула девальвация, в этом перечне нет товаров длительного пользования. А ведь в последние годы их удельный вес быстро увеличивался в розничном товарообороте — с 14,3% в 2005 г. до 19,3% в 2007 г. Теперь же белорусы значительно меньше стали покупать цветных телевизоров (-17%), стройматериалов (-16,6%). Наметилась тенденция к снижению потребления бензина (-1,2%). По-видимому, некоторым нашим согражданам уже приходится из экономии сокращать пользование личным автомобилем.

Это и понятно. С начала года номинальная начисленная среднемесячная зарплата уменьшилась по стране с 1 млн. Br до 957,1 тыс. Br. Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 106,1%. За I квартал заметно повысились цены на многие товары и услуги. Больше всего подорожали чай — на 22,5% (+27,8% по сравнению с январем–мартом 2008 г.), фрукты — на 21,4% (+15,8%), электроснабжение — на 19,3% (+49,1%), туристические и экскурсионные услуги — на 18,1% (+24,1%), водоснабжение — на 17,3% (+18,4%), сельдь — на 16% (+30,4%), отопление — на 15,6% (+15,8%), парфюмерно-косметические товары — на 14,3% (+21,3%), рыба и морепродукты — на 13,4% (+22,7%), овощи — на 13,1% (+14,3%), картофель — на 12,3% (+25,3%), техобслуживание жилых помещений — на 11,9% (+23,2%), табачные изделия — на 10,6% (+14,7%), рыбные консервы — на 10,3% (+17,7%), услуги дошкольных учреждений — на 10% (+6,3%), медикаменты — на 9,2% (+22,9%), яйца — на 7,8% (+18,5%) сахар-песок — на 5,2% (+12,6%).

На бензин цены с начала года не менялись (+5% к январю–марту 2008 г.). На 3% подешевело растительное масло (-12,5%).

В марте инфляция значительно замедлилась (см. «ЭГ» № 32). Однако повышение Указом от 21.04.2009 № 214 ввозных таможенных пошлин на ряд потребительских товаров может вновь стимулировать рост цен на импорт на внутреннем рынке.

 

Николай ТОЛСТИК

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Пресс-релизы" |   Версия для печати

12.02.2014БЕЛТЕКСЛЕГПРОМ. ВЕСНА 34-я международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой и текстильной продукции
БЕЛТЕКСЛЕГПРОМ. ВЕСНА 34-я международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой и текстильной продукции

12.02.2014СТРОЙЭКСПО 17-я международная специализированная выставка
СТРОЙЭКСПО 17-я международная специализированная выставка

01.07.2013Брестский мясокомбинат рад представить потребителям новую серию продуктов из свинины
Брестский мясокомбинат рад представить потребителям новую серию продуктов из свинины

22.05.2013ОАО «Борисовдрев» является старейшим предприятием деревообрабатывающей отрасли страны
ОАО «Борисовдрев» ведет свою историю от основанной в Борисове в 1901 году спичечной фабрики

21.05.2013Предприятие Арматон предлагает высококачественную трубопроводную и затворную арматуру
Поставки высококачественной трубопроводной арматуры (Арматон ООО)


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Министерство иностранных дел Республики Беларусь

Все права защищены © 2014 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru