Кризис меняет потребительские приоритеты - Пресс-релизы - Деловой портал Бизнес-Информ
Информация о предприятиях-экспортёрах Республики Беларусь: доска объявлений, товары и услуги, адреса и номера телефонов компаний.
Вход для клиентов
Меню
Реклама
Министерство иностранных дел Республики Беларусь     Министерство иностранных дел Республики Беларусь


Пресс-релизы

Кризис меняет потребительские приоритеты

Потребительский бум на внутреннем рынке, который был одним из основных стимулов быстрого экономического роста в нашей стране на протяжении ряда последних лет, идет на убыль. Такой вывод можно сделать из пресс-конференции заместителя председателя Национального статистического комитета Виктора Михно, посвященной состоянию потребительского рынка Беларуси в минувшем квартале.

В прошлом году общий объем розничного товарооборота вырос в стране на 20,5%. Сейчас ситуация изменилась. «Прирост розничного товарооборота в I квартале 2009 г. к аналогичному периоду 2008-го составил 5,9%. При этом, по данным января 2009 г., прирост к январю 2008-го розничного товарооборота составлял 12,3%. В январе–феврале 2009 г. прирост был на уровне 8,1%. Таким образом, налицо замедление темпов прироста товарооборота», — сообщил журналистам В.Михно.

Этого и следовало ожидать. Под воздействием финансово-экономического кризиса произошло снижение платежеспособности населения. Потребительский спрос мог бы быть еще меньше, но росту объема продаж в I квартале посодействовал январский всплеск покупательской активности, связанный с девальвацией белорусского рубля. В соседних странах, где девальвация национальной валюты была плавной и ажиотажный спрос на товары не возникал, динамика розничного товарооборота уже изменилась в сторону понижения, несмотря на более высокую среднюю зарплату, чем в Беларуси. Так, в России розничный товарооборот в январе еще вырос на 2,3% в сравнении с январем прошлого года, но по результатам января–марта опустился ниже уровня I квартала прошлого года.

Белстат отмечает изменения и в структуре потребления. В последние годы, как сообщил В.Михно, белорусы все большую долю семейных бюджетов тратили на приобретение непродовольственных товаров, что свидетельствовало о повышении уровня и качества их жизни. Так, если в 2005 г. расходы домашних хозяйств на покупку непродовольственных товаров составили 31,5% от общих расходов, то в 2008 г. они достигли 35,2%. Темп роста розничного товарооборота непродовольственных товаров в последние годы опережал рост продажи продовольственных и составил в 2008 г. 132% к уровню 2007 г., а продовольственных — 110%. В минувшем году впервые за последние годы в структуре оборота розничной торговли удельный вес продажи непродовольственных товаров был выше продовольственных и составил 50,6%. Но в I квартале нынешнего года этот показатель снизился до 49,1%. Происходит переориентация спроса с непродовольственных на продовольственные товары. Проблема хлеба насущного опять становится главной для наших соотечественников.

Рекордсменами по продажам по всем каналам реализации в январе–марте стали: растительное масло (+33,9% к январю–марту 2008 г.), макаронные изделия (+17,1%), крупа и бобовые (+16,3%), сахар (+14,3%), мясные консервы (+9,4%). Как видно, все это товары, годные для создания семейных запасов впрок. Однако продолжался и рост потребления мяса и мясопродуктов (+3,9%), которое в прошлом году составило на душу населения 75 кг вместо 61 кг в 2005 г. Выросла за I квартал продажа кондитерских изделий (+3%), соков (+2,4%), яиц (+2%). Вместе с тем резко упала реализация рыбы и морепродуктов, включая сельдь (-12,5%), уменьшилось потребление сыров (-5,3%), животного масла (-1,3%). Словом, структура питания населения пока значительно не ухудшилась, но кризисные сдвиги в ней уже обозначились. Разовьются ли они в негативную сторону или остановятся, во многом будет зависеть от динамики реальных денежных доходов населения, в первую очередь от величины зарплат и пенсий.

Особо следует сказать о потреблении спиртных напитков. Оно в Беларуси из года в год растет — с 9,3 л абсолютного алкоголя на душу населения в 2005 г. до 12,4 л в 2008 г. Между тем, по данным ВОЗ, после потребления 8 литров абсолютного алкоголя на человека в год начинается активный процесс вырождения и деградации нации. К сожалению, ситуация в нашей стране не меняется к лучшему. В январе–марте выпито градусных напитков в переводе на чистый спирт в среднем по 2,7 л на каждого жителя, включая младенцев и стариков. Это практически столько же, как в I квартале прошлого, самого «пьяного» года, в котором потребление абсолютного алкоголя на душу населения составило 2,8 л.

Из непродовольственных товаров активнее всего белорусы приобретали в январе–марте холодильники и морозильники (+33,9% к аналогичному периоду минувшего года), синтетические моющие средства (+28,3%), верхний (+18,9%) и бельевой трикотаж (+15%), парфюмерно-косметические товары (+9,8%), лекарственные средства (+8,9%), обувь (+7,4%), одежду (+5,7%), стиральные машины (+2,8%). Если не считать холодильники и стиральные машины, спрос на которые подстегнула девальвация, в этом перечне нет товаров длительного пользования. А ведь в последние годы их удельный вес быстро увеличивался в розничном товарообороте — с 14,3% в 2005 г. до 19,3% в 2007 г. Теперь же белорусы значительно меньше стали покупать цветных телевизоров (-17%), стройматериалов (-16,6%). Наметилась тенденция к снижению потребления бензина (-1,2%). По-видимому, некоторым нашим согражданам уже приходится из экономии сокращать пользование личным автомобилем.

Это и понятно. С начала года номинальная начисленная среднемесячная зарплата уменьшилась по стране с 1 млн. Br до 957,1 тыс. Br. Индекс потребительских цен на товары и услуги в марте 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 106,1%. За I квартал заметно повысились цены на многие товары и услуги. Больше всего подорожали чай — на 22,5% (+27,8% по сравнению с январем–мартом 2008 г.), фрукты — на 21,4% (+15,8%), электроснабжение — на 19,3% (+49,1%), туристические и экскурсионные услуги — на 18,1% (+24,1%), водоснабжение — на 17,3% (+18,4%), сельдь — на 16% (+30,4%), отопление — на 15,6% (+15,8%), парфюмерно-косметические товары — на 14,3% (+21,3%), рыба и морепродукты — на 13,4% (+22,7%), овощи — на 13,1% (+14,3%), картофель — на 12,3% (+25,3%), техобслуживание жилых помещений — на 11,9% (+23,2%), табачные изделия — на 10,6% (+14,7%), рыбные консервы — на 10,3% (+17,7%), услуги дошкольных учреждений — на 10% (+6,3%), медикаменты — на 9,2% (+22,9%), яйца — на 7,8% (+18,5%) сахар-песок — на 5,2% (+12,6%).

На бензин цены с начала года не менялись (+5% к январю–марту 2008 г.). На 3% подешевело растительное масло (-12,5%).

В марте инфляция значительно замедлилась (см. «ЭГ» № 32). Однако повышение Указом от 21.04.2009 № 214 ввозных таможенных пошлин на ряд потребительских товаров может вновь стимулировать рост цен на импорт на внутреннем рынке.

 

Николай ТОЛСТИК

 

Источник: «Экономическая газета» (www.neg.by)

 

 




Вернуться в рубрику "Пресс-релизы" |   Версия для печати

01.11.2012«МИНСКИНТЕРКАПС» начало свою производственную деятельность с 1995 года как совместное белорусско-американское предприятие.

«МИНСКИНТЕРКАПС» начало свою производственную деятельность с 1995 года как совместное белорусско-американское предприятие.

27.08.2012«ОАО "Минский Моторный Завод» является крупнейшим производителем 4-х и 6-ти цилиндровых дизельных двигателей

«ОАО "Минский Моторный Завод» является крупнейшим производителем дизельных двигателей

21.08.2012ООО «Сузорье» - одно из ведущих производителей рыбоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь

ООО «Сузорье» - одно из ведущих производителей рыбоперерабатывающей отрасли Республики Беларусь.

01.08.2012ООО "Технодорэкспо"
Диски щеточные (кольца щеточные), щетки дорожные, леска (ворс) полипропиленовая, навесное оборудование, запасные части для уборочной техники отечественного и импортного производства – производство и реализация – это основной вид деятельности ООО "Технодорэкспо".

17.07.2012Электромембранное оборудование для выделения щелочи из сточных вод
Электромембранное оборудование для выделения щелочи из сточных вод электростанций с последующим концентрированием и повторным использованием в промышленном процессе.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Министерство иностранных дел Республики Беларусь

Все права защищены © 2014 ОДО «Бизнес-информ»
правовая информация

Инфо-Портал: статьи о товарах и услугах, рекомендации профессионалов, отзывы покупателей, информацию о производителях, видеоролики. Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru